Оскорбление чувств верующих: фото на паспорт, батюшка с битой и «одержимая» в CМС

Оскорбление чувств верующих: фото на паспорт, батюшка с битой и «одержимая» в CМС

Трое прихожан УПЦ из Коростеня Житомирской области на прошлой неделе добились через Верховный суд права получить паспорта старого образца, «книжки».

Свое нежелание получать биопаспорт они объяснили религиозными убеждениями. Как вы, возможно, знаете, в среде верующих бытует мнение, что идентификационный код и штрихкод на удостоверении личности – «печать Антихриста».

При этом на суде представителей истца возмущали не «предвестники апокалипсиса» в документах, а «фашизм». «Номера присваивают неопознанным трупам, узникам концлагерей и преступникам, и нас фактически приравнивают к этим категориям лиц. Только фашисты присваивали людям номера. Действия Государственной миграционной службы похожи на те, которые были осуждены Нюрнбергским трибуналом», – заявила на суде представитель апеллянтов.

Надо отметить, что подобные иски не единичны. Судя по Реестру судебных решений, православные пытаются получить паспорта-книжки в Закарпатье, Хмельницкой, Запорожской, Донецкой и Одесской областях. Интересно, что верующий из Одессы утверждал, что «отказ от паспортов с цифровым идентификатором не отдельное мнение истца, а позиция Украинской православной церкви» (имеется в виду УПЦ МП. – Прим. «КРАПКИ»).

Руслан Халиков, религиевед«Прихожане сознательно просят паспорта-книжки, зная, что это может принести им некоторые неудобства, например при прохождении границы. Если их это не тревожит, то в чем проблема? Думаю, разрешить им не получать паспорт с номером – очень правильное решение. В конце концов, это дело человека», – сказал «КРАПКЕ» религиовед Руслан Халиков.

Естественно, верующие обращаются в светский суд не только за паспортами. «КРАПКА» решила выяснить, что еще украинцы считают оскорблением религиозных чувств и были ли прецеденты, когда за это привлекали к ответственности.

Фото на паспорт в хиджабе

Продолжая тему паспортов, заметим, что этой весной мусульманка из Ирпеня (Киевская область) пыталась через суд добиться права сфотографироваться на паспорт в хиджабе. На суде она говорила, что платок – это не головной убора, а часть одежды, в которой мусульманка появляется среди посторонних и которую не может снять по религиозным убеждениям.

Также женщина утверждала, что отказ паспортистов противоречит стандартам, разработанным Международной организацией гражданской авиации (ІСАО), членом которой является Украина. Дескать, международные нормы и стандарты имеют высшую юридическую силу по отношению к украинским ГОСТам. На последнее в суде ответили, что нормы ІСАО имеют значение и целесообразность, но при решении вопросов, связанных с загранпаспортом.

В итоге суд первой инстанции и апелляцию мусульманка проиграла.

4000 гривен за СМС: «Ты – одержимая»

Жительница Сумщины оценила материальный ущерб от «кощунственных» СМС в 3872 грн. Такую сумму она пыталась отсудить у своего бывшего мужа. По ее словам, экс-супруг оскорблял ее религиозные чувства тем, что обвинял ее в грехе воровства и взяточничества. В СМС-сообщениях он называл ее одержимой и задевал словами о том, что истинная верующая никогда не подала бы иск против мужа.

Но суду не предъявили оскорбляющие СМС, а некую записку от бывшего не признали надлежащим доказательством. «Грех взяточничества» судьи вообще не рассматривали. В итоге требования истца не удовлетворили.

Экс-подопечный евангелистов разгромил часовню УГКЦ

В июле 2016 года житель села Лютовиска (Львовская область) разгромил часовню УГКЦ. Он взломал дверь, ввалился внутрь, сорвал иконы и разбил их оклады, оторвал распятие Иисуса Христа от деревянного креста. Менее чем через месяц он же устроил дебош на кладбище, где за один вечер повалил и разбил более ста надгробий.

На суде выяснилось, что обвиняемый не сатанист, а бывший подопечный евангелистов. Примерно полгода 23-летний парень пытался излечиться от алкоголизма в Христианском реабилитационном центре миссии «Воскресение» в Бориславе.  Бросить пить не удалось: после очередного срыва пастор выгнал мужчину из центра.  И по дороге домой, выпив 800 г водки, тот разгромил часовню. Также выяснилось, что на кладбище он отправился, чтобы выпить литр домашнего вина. Почему именно туда? На суде прозвучала такая версия: «Там тихо и уютно, никого нет». Сделанное вскоре после погрома видео показывает, что и тишина, и уют были недолгими.

Община утверждала, что все это оскорбило чувства христиан. Но судили мужчину за надругательство над могилами и преступления против общественного порядка и морали. В итоге суд приговорил пьяницу к лишению свободы на семь лет и три месяца. Также он должен был возместить материальный ущерб в несколько сотен тысяч гривен.

МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: Митрополит Онуфрий отказывается встречаться с экзархами Константинопольского патриарха

Нагота и естественная нужда

Храм УПЦ МП, стоящий у руин Десятинной церкви в Киеве, не раз оказывался в центре скандала. Некоторые через суд пытаются доказать, что он установлен незаконно. В январе этого года его пытались поджечь двое архитекторов, Алексей Шемотюк и Александр Горбань (на днях должно было состояться первое заседание по их делу, но его перенесли на 19 октября).

Но нас интересует история, которая произошла за полгода до этих событий. Согласно рапорту патрульного некий частный предприниматель, «находясь у церковного храма, справлял естественную нужду». Изначально правоохранители решили, что речь идет об административном правонарушении, мелком хулиганстве. Но православные, в тот момент находившиеся в храме, сочли, что их намеренно оскорбили. Они утверждали, что подозреваемый выкрикивал оскорбления в адрес Украинской православной церкви. Соответственно, по их мнению, речь должна была идти не о штрафе, а об уголовном сроке. Дело передали в полицию и обязали провести следствие. Чем оно закончилось, на данный момент неизвестно.

К слову, даже публичное обнажение в храме не всегда оскорбляет чувства верующих. Например, однажды в столичный Макариевский храм около девяти утра ворвался голый мужчина и начал разбрасывать церковную утварь. В СМИ писали, что сначала мужчину пытались поймать настоятель храма и матушка, а потом приехали полицейские. Эксгибиционист не мог объяснить свои мотивы. По мнению следователей, он вполне адекватен: «Просто на него что-то нашло». И по решению суда его оштрафовали на 8500 грн.

Батюшка против «Свидетелей Иеговы»

В Реестре судебных решений мы нашли довольно много дел, пострадавшими в которых были «Свидетели Иеговы». В лучшем случае хулиганы переворачивают стенд с религиозной литературой, в худшем – избивают проповедников. Естественно, на суде подозреваемые открещиваются: «Да, ударил. Но не из-за того, что они верующие». В итоге многие получают условные сроки.

Например, в апреле 2015 года судили настоятеля Свято-Покровского храма в селе Теплино (Черкасская область). По словам иеговистов, батюшка в 2013–2014-м устроил террор в городе Смела той же Черкасской области. Он рвал журналы «Свидетелей Иеговы», бил проповедников в лицо, угрожал «коктейлем Молотова» и бейсбольной битой.

На суде батюшка признал факт конфликтов, да и только. Вот его версия происходящего, которую «КРАПКА» нашла в Реестре судебных решений: «Они начали спорить, он (православный священник. – Прим. «КРАПКИ») прервал этот спор и предложил решить конфликт мирным путем, то есть игрой в бейсбол. А так как никакого спортивного инвентаря он дома не имел, то взял только биту, так как считал, что они должны знать правила этой игры».

В итоге настоятеля признали виновным. Он получил три года условно именно за оскорбление чувств верующих.

15 тысяч за отлучение от Церкви

В прошлом году житель Ковеля судился со своими собратьями из Церкви адвентистов седьмого дня. В 2014 году его исключили из Церкви и перестали пускать на богослужения. Будучи отлученным, он испытывал страдания и оценил моральный ущерб в 15 тыс. грн.

На суде единоверцы истца утверждали, что их брат по вере постоянно перебивал пастора или проповедника и высказывал свои взгляды на толкование Библии. За это его в итоге и изгнали.

В ходе разбирательства решили, что восстановление в Церкви – дело общины, а не суда. Основания для выплаты моральной компенсации не нашли.

«Украина – одна из лучших по уровню веротерпимости»

Евгений Захаров, правозащитник, Харьков

Правозащитник Евгений Захаров сказал в комментарии «КРАПКЕ»: «В Украине проблема дискриминации и нетерпимости никогда не была такой острой, как в соседних европейских странах. В прошлом году у нас не было нападений на евреев, а во Франции их насчитали 50. Дело в том числе и в индивидуализме украинцев: принцип «Моя хата с краю» порождает терпимость.

Украина – одна из лучших по уровню веротерпимости. Но нельзя сказать, что у нас нет проблем. Статью 161 УК Украины «Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии» применяют только в очевидных случаях. Умысел в таких делах доказывается не очень легко, особенно если учесть, как это понимают судьи. Для них умысел письменный документ: «Шеф, ваше приказание выполнено: церковь сожжена» или прописанный по пунктам «план осквернения». Проще списать все на хулиганство и не мучиться. Поэтому получается или тяжкое преступление, или ничего. Мы предлагали внести соответствующие статьи в Административный кодекс, но это так и не было сделано».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Религиовед: «В вопросе томоса для Украины от Москвы ничего не зависит»

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *