Мирослав Скорик — легенда украинской музыки

Мирослав Скорик — легенда украинской музыки

В первый летний день 2020-го не стало выдающегося украинского композитора, дирижера, музыковеда, Героя Украины и многолетнего художественного руководителя Киевской оперы Мирослава Скорика, ему было 81. На протяжении нескольких дней с ним прощались в Патриаршем соборе УГКЦ в Киеве и в соборе Святого Юра во Львове. Сегодня, 5 июня, его похоронили на Лычаковском кладбище, гроб маэстро сопровождали аплодисментами.

Для многих он запомнился как автор знаменитой “Мелодии Ля-минор”, но знаете ли вы кем был маэстро для музыкального мира и обычных украинцев?

Талант художника точно был заложен в его генах, ведь двоюродной бабушкой была сама мировая примадонна Соломия Крушельницкая. Именно она способствовала тому, чтобы малого Мирослава отдали учиться музыке. Вернувшись из заслания, свое обучение Скорик продолжил во Львовской и Московской консерваториях. Некоторое время композитор работал в США и Австралии, но таки вернулся в Украину. И уже здесь из-под его пера вышли сотни произведений – от опер до концертов и музыки для фильмов, в том числе и для «Теней забытых предков». В эпоху шестидесятничества Мирослав Скорик прикипел к фольклору и написал «Карпатский концерт». Несмотря на свои увлечения народным творчеством маэстро создал оперу «Моисей» по Ивану Франку, которую благословил сам Папа Римский Иоанн Павел II. В течение 2011-2016 годов руководил Национальной оперой Украины. Его произведения исполняют музыканты со всего мира.

Музыка Мирослава Скорика сегодня отражает ДНК каждого украинца, потому что в фундамент заложен архаический фольклор.

“Я думаю, что моя музыка есть национальная, но вместе с тем она продолжает классические традиции. Но она другая и я стараюсь в ней найти свой стиль и чтобы этот стиль и моя музыка дошла до большего количества слушателей” – говорил Мирослав Скорик в эфире Радио Свободы.

Соломия Крушельницкая и Мирослав

Писать музыку Мирослав Скорик начал еще в раннем возрасте — в 6 лет. Родители, хоть и не имея музыкального образования, играли на инструментах — скрипке и фортепиано — и часто устраивали дома музыкальные вечера. Способности к музыке и идеальный слух парнишки первой оценила известная оперная певица Соломия Крушельницкая. Она посоветовала отправить Мирослава до музыкальной школы.

“Родители решили показать меня Соломии Крушельницкой. Она попросила что-нибудь сыграть на фортепиано. Ноты на то время я уже знал. Начал играть и вдруг остановился. Сказал, что не буду продолжать, потому что инструмент фальшивит. Она поняла, что у меня абсолютный слух”, – рассказывал Мирослав Скорик в интервью “Газете по-украински”.

 

Параджанов и “Тени забытых предков”

В 1948 году семью Скориків репрессировали и со Львова выслали в Сибирь. Мирославу тогда было 9 лет. Но и там он продолжал учиться играть на фортепиано, а также освоил скрипку. Хотя признавался, что все же новая жизнь повлияла на вкусы — много занимался спортом. И даже мечтал стать футболистом. В 1953 году, сем’я вернулась во Львова.

В 1964 году режиссер Сергей Параджанов приехал во Львов, чтобы найти композитора для фильма “Тени забытых предков”, которому будет близка западно-украинская тематика, пошел на радио и попросил поставить местных авторов. Услышав сюиту для струнных Скорика, Параджанов понял, кто ему нужен.

Когда режиссер предложил молодому композитору, а тогда Скорику было 26 лет, приобщиться к созданию музыки, тот отказался.

“Это восточные люди, сразу переходят на “ты”. А я человек западной, мне такое не по душе. Тем более, я смотрел его фильмы, которые были в прокате, и они мне не нравились.

Я отказался. Но Параджанов такой человек: если решил, не уступит. Он еще раз приехал, мы поговорили более серьезно, и с тех пор у нас была прекрасная работа, абсолютно прекрасные отношения – дружеские, вежливые”, – вспоминает музыкант.

Результатом еще одного удачного сотрудничества, но с другим режиссером, стала “Мелодия Ля-минор”. Владимир Денисенко, который столкнулся с цензурой во время создания фильма “Высокий перевал”, попросил Мирослава Скорика создать такую музыку, которая могла бы передать то, чего нельзя показать в ленте.

Композитор с заданием справился. Со временем “Мелодию” начали называть духовным гимном Украины.

Музыка и любовь

Мирослав Скорик был трижды женат. С первой женой он познакомился, когда искал исполнительницу для авторской песни. Тогда в далекие 60-е годы он написал песню “Не топчіть конвалії” – это был первый украинский твист.

На роль солистки ему посоветовали Ларису Кузьму. Тогда они и познакомились, а вскоре и поженились. Она была архітекторкою и известной політикинею. У них родилась дочь — Милана, однако брак длился 20 лет. Последний брак композитора – с журналисткой львовского телевидения Адрианой Стельмах. С ней композитор тоже прожил около 20 лет. Именно ее он называл вдохновительницей многих своих произведений.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *