Московские попы не верят своим прихожанам?

Московские попы не верят своим прихожанам?

РПЦ потеряла «каноничность»

Для невоцерковленного, да еще и атеиста, канонические разборки служителей культа не имеют добавленной стоимости. Можно только придаваться циничному аналитическому препарированию проблемы.

Итак, РПЦ и Константинопольский патриархат вошли в противостояние, которое уместно определить как раскол.

15 октября 2018 года в Минске на заседании Синода Русской православной церкви было принято решение: «посягательство на чужие канонические уделы… делает невозможным для нас (РПЦ. Прим авт.) продолжение евхаристического общения с иерархами, духовенством и мирянами» Константинопольского патриархата.

На обычном языке это заявление Московского патриархата о расколе со всемирным православием.

Москву в православном мире поддержат только две-три православные церкви из 14: Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х, Патриарх Сербский Ириней, и особую позицию будет занимать Католикос Грузинской православной церкви Илия II. Не исключено, что в других православных церквях найдется с десяток иереев, симпатизирующих Кириллу, но маловероятно, чтобы они делали погоду у себя на родине.

Естественно, будут попытки «отыграть» ситуацию. Пока еще Кирилл и Варфоломей не наложили друг на друга анафемы (хотя в рядах РПЦ эта идея имеет много сторонников), мосты окончательно не сожжены.

Иоанн Х призвал к созыву Всеправославного собора, чтобы выйти из кризиса. Но созывать собор ради «хотелок» Москвы никто не будет.

Напомню, именно Москва в свое время и проигнорировала проведение Всеправославного собора на Крите в 2016 году. Патриарх Константинопольский Варфоломей возлагал на него огромные надежды. На подготовку собора ушло 55 лет, были приглашены представители 14 существующих православных церквей, имеющих более 300 млн последователей по всему миру. Но Москва и ее сторонники тогда не приехали и даже частично осудили Критский собор.

Объявив «полное прекращение евхаристического общения» с Константинополем, Москва становится «неканоническим раскольником» термин взят у одного из иереев МП. Священники РПЦ не могут посещать по духовным делам Афон, а веряне Московского патриархата не могут там причащаться. Простым туристам можно.В некоторых российских СМИ уже начали распространять фантазии о том, что «старцы Афона анафемствуют Варфоломея». При этом авторы таких рассуждений упускают из виду то, что церковная автономия на Афоне находится под прямым управлением Константинопольского патриарха. Известны случаи, когда после обращения Фанара греческая полиция применяла силу к бунтующим монахам и выдворяла их из монастырей. В 2011 году суд в Салониках приговорил 14 монахов афонского монастыря Эсфигмен к шести месяцам тюремного заключения «за незаконную оккупацию зданий монастыря». Поэтому никакого бунта на Афоне не будет.

Потеря РПЦ статуса единственной канонической церкви в Украине, уход Московского патриархата в церковный раскол будут способствовать переходу значительной части приходов и верян УПЦ МП в будущую Украинскую поместную православную церковь. И тут начинается самое интересное.

Церкви чьи?

Каждый приход УПЦ МП имеет свой устав. В нем прописана роль приходского совета. Решения там формально принимаются совместно: и священниками, и прихожанами.

В некоторых уставах прописано право вето на решение приходского совета со стороны вышестоящего епархиального руководства, а в некоторых нет.

Если приход примет решение уйти из раскольнического МП в каноническую поместную церковь, то вполне может это сделать со всем полагающимся приходу имуществом: зданием церкви, утварью и пр.

А вот если договора об аренде, имущественные права на землю, церковные строения и пр. находятся не у приходов, а в управлении епархий, то «приходы-отступники» не смогут забрать их с собой. Для этого нужно «добро» архиепископа. Количество высших священников – сторонников автокефалии в УПЦ МП, тем более имеющих солидные административные посты в церкви, не настолько велико.

В последние полгода, вероятно предчувствуя недоброе, УПЦ МП инициировала процесс передачи имущественных комплексов своих приходов в управление епархиям.

Схема проста, как рейдерский захват: епархия УПЦ МП обращается к местному совету с просьбой передать ей в безвозмездное пользование то или иное культовое помещение. Такие вопросы почти всегда «подмахиваются» в исполкомах и выносятся на сессию местного совета. Кто же будет ссориться с церковью? Обычно голосуют без проблем. В итоге имущество забрано у приходской общины и отдано попам с большими крестами на рясе.

Похожий прецедент сейчас наблюдается в Запорожье, где горсовет планирует подарить МП 136,10 кв. м культовой постройки, расположенной в 10-й горбольнице. Раньше эту церквушку арендовал приход храма Св. Фалалея и Трофина. Теперь она уйдет в Запорожскую епархию к небезызвестному митрополиту Луке. Если Запорожский горсовет не опомнится.

По сути, руководство Московского патриархата в Украине не доверяет своим простым священникам и верянам. Вдруг переметнутся… И по-тихому концентрирует в своих руках недвижимость Церкви. Недвижимость-то всегда в цене… А где здесь Бог?

Оригинал

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *