Главные вопросы о томосе: ждать ли захвата храмов и будет ли независимость церкви

Главные вопросы о томосе: ждать ли захвата храмов и будет ли независимость церкви

На этой неделе в религиозном мире произошло несколько важных событий.

Во-первых, УПЦ МП собрала Синод, потребовав, чтобы экзархи (полномочные представители) Константинопольского патриарха Варфоломея покинули украинскую землю. Вскоре сам предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий и приближенные к нему священнослужители оказались в базе «Миротворца».

Во-вторых, появились слухи о том, что Константинополь в принципе не планирует предоставлять томос об автокефалии – он якобы планирует создавать с нуля новую религиозную структуру, в которой не будет места ни для УПЦ КП, ни для УАПЦ, ни тем более для УПЦ МП, близкого к Русской православной церкви и потому оппонирующего Варфоломею.

В-третьих, приближается дедлайн: очередная сессия Синода Константинопольской церкви соберется уже 9–11 октября, и на ней могут либо предоставить Украине томос, либо отсрочить решение этого вопроса.

«КРАПКА» выясняла, как скажется предоставление томоса об автокефалии на украинском православии, какой будет суть этого документа и ждать ли обострения религиозных противоречий.

Что такое томос

Процесс предоставления украинскому православию томоса (в переводе с греческого – «документ») об автокефалии инициировали в апреле этого года, когда Верховная Рада приняла проект постановления о поддержке обращения президента Петра Порошенко ко Вселенскому патриарху Варфоломею. Речь шла о создании поместной, независимой (автокефальной) церкви, которая имела бы свою организационную структуру. Таких в мире 15. Все они взаимодействуют друг с другом и принимают совместные решения. Есть и неканонические, «самовольные» автокефалии, которые не имеют права голоса, и «автономные» православные церкви, которые находятся в подчинении у автокефальных церквей (Синайская церковь зависит от Иерусалимской). Однако статус автокефалии дают не каждой церкви.

Претендент должен показать, что дорос до самостоятельности, имеет внутренние ресурсы, чтобы существовать отдельно от других церковных властей (нужно, чтобы в такой церкви было минимум три епископа, два из которых могут выбрать преемника в случае смерти иерарха). Также важно, чтобы народ, которому будет служить церковь, был политически независим (именно поэтому Константинополь учитывает мнение украинского президента и парламента). Наконец, томос об автокефалии нельзя дать «в воздух», то есть сначала должен пройти объединительный Собор (и очевидно, на нем должны будут объединиться УПЦ КП и УАПЦ).

Алексей Якубин, политолог«Это важный вопрос. Нельзя ставить телегу впереди лошади. Но вместе с тем не раз уже переговоры между Киевским патриархатом и «автокефалами» срывались, и гарантии, что это не повторится снова, нет ни у кого, – сказал «КРАПКЕ» политолог Алексей Якубин. – Поэтому сейчас Константинополь столкнулся с непростой дилеммой: давать томос «как есть» или дождаться решения экзархов по Украине».

Чем занимаются экзархи Константинополя

В середине сентября в Украину прибыли два полномочных представителя Константинополя: это его преосвященство архиепископ Даниил Памфилийский из США и его преосвященство епископ Илларион Эдмонтонский из Канады. Оба прибыли в Киев «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии», оба имеют статус экзархов, что породило недоразумение в среде экспертов.

Дмитрий Корнейчук, политолог«Экзархат это просто филиал церкви. Иными словами, речь идет не о независимой Украинской церкви, а об экзархате Вселенского патриахрата», – предположил политический аналитик Дмитрий Корнейчук.

Однако, по данным «КРАПКИ», речь идет не об их роли как глав отдельных церковных округов (именно это подразумевается под термином «экзарх» в православии и католицизме), а скорее о функциях дипломатов, или «легатов», как называли посланников сената в Древнем Риме.

Евстратий Зоря, спикер УПЦ КП«В Киевском патриархате ожидают плодотворного сотрудничества в подготовке к предоставлению Православной церкви Украины автокефалии, как это было обусловлено ранее, – пояснил спикер УПЦ КП Евстратий Зоря. – А звание или титул экзарха в этом случае означает личное уполномочивание Вселенским патриархом представлять его лицо и Церковь при выполнении конкретного задания».

Руслан Бортник, политологПолитэксперт Руслан Бортник считает, что функции экзархов сведутся в основном к «опубличиванию» информации и ведению переговоров. «Это и освещение процесса предоставления канонического статуса Киевской патриархии, и разъяснительная работа. Также именно они будут официальными переговорщиками между Константинополем, УПЦ КП, УАПЦ и официальной властью в Киеве», – сказал «КРАПКЕ» эксперт.

В Украине за две недели экзархи провели ряд встреч: с президентом («Готовы к сотрудничеству», – отчиталась пресс-служба) и рядом иерархов УПЦ КП и УАПЦ. По данным «КРАПКИ», оба успели съездить в регионы, в частности Одесскую область. В УПЦ МП от встреч с экзархами отказались сознательно. Экзархи приехали в Украину не с частным визитом, а с церковно-официальным, который может проходить только по согласованию с принимающей стороной. А УПЦ МП, как единственная каноническая церковь, никого не приглашала. В итоге собравшийся Синод УПЦ МП приняв резкие формулировки в отношении экзархов, потребовав от них покинуть территорию УПЦ МП и «перестать нарушать межконфессиональный мир».

Почему РПЦ И Константинополь борются за Украину

Изначально причина разночтений между Фанаром (район Стамбула, в котором находится резиденция Вселенского патриарха Варфоломея) и РПЦ – спор за каноничную украинскую территорию. РПЦ указывает на то, что согласно томосу Патриарха Константинополя Дионисия Киевская митрополия была передана Московскому патриарху еще в 1686 году. И соответственно, называет УПЦ МП «единственной каноничной православной церковью» на территории Украины. Позиция Константинополя такова: в томосе Дионисия говорится скорее о передаче части функций Вселенского патриарха в Москву при сохранении подчинения территории современной Украины Константинополю. Именно поэтому патриарх Варфоломей видит свою задачу в «восстановлении единства разделенной Украинской церкви». Об этом он, по-видимому, и сообщил патриарху Кириллу, приезжавшему в Стамбул в конце августа для беседы тет-а-тет с Вселенским патриархом.

Андрей Юраш, глава Департамента по вопросам религий и национальностей Минкульта«Киевская кафедра не передавалась Москве, а находилась, условно говоря, во временной аренде. Это было сделано в конце XVII века, когда Константинополь пал и в силу объективных причин уже не мог эффективно руководить Киевской кафедрой, – пояснил глава Департамента по вопросам религий и национальностей Министерства культуры Андрей Юраш. – Поэтому на некоторое время была согласована возможность утверждения Московским патриархом Киевского митрополита при сохранении первенства Константинопольского патриарха над Киевской кафедрой».

В связи с этим весьма интересна утечка информации с закрытых августовских переговоров между патриархом Варфоломеем и патриархом Кириллом на Фанаре. Согласно сообщению на сайте othodoxia.info Вселенский патриарх утверждал, что «украинцы не чувствуют себя комфортно под властью России», желают «свободы в религиозном и политическом плане», поэтому задача Матери-Церкви – им помочь. На возражение патриарха Кирилла – мол, украинские политики «захватили власть в результате переворота», – Варфоломей привел действенный аргумент, напомнив, что сам Московский патриарх не может посетить Украину, а его имя священнослужители не упоминают во время богослужения.

Кому выгодна ситуация с православием

Эксперты, опрошенные «КРАПКОЙ», единодушно считают главным «бенефициаром» украинского президента. По словам Руслана Бортника, изначально посыл о томосе должен был консолидировать поддержку жителей Западной и Центральной Украины. «Но соцопросы показывают, что большой поддержкой именно этот тезис не пользуется», – уточнил эксперт.

Василий Стоякин, политолог«Причина в том, что президент отвечает вопросом томоса на стоящие перед ним социально-экономические вызовы. Даже сторонникам Порошенко становится очевидным некое несоответствие», – заметил политолог Василий Стоякин.

Одновременно, по мнению украинских экспертов, «раскачка» ситуации выгодна РПЦ, ведь, теряя влияние на Украинскую церковь, она тем самым лишается самой мощной своей части. Более того, при этом ставится крест на идее «тысячелетнего русского православия».

Александр Леонов, политэксперт«Теперь пути назад нет. РФ в лице патриарха Кирилла получила громкую пощечину, ведь УПЦ МП была последним звеном, которое связывало Украину с Россией, и важным элементом гибридной войны, – считает политэксперт Александр Леонов. – Единая же церковь даст Украине возможность идти своим путем».

Также от ситуации в Украине выигрывает Вселенская патриархия, утверждая себя на украинской канонической территории и обретая авторитет в православном мире.

«Складывается впечатление, что Константинопольский патриарх глобально не заинтересован дать Украине автокефалию. Наоборот, его интерес в том, чтобы открыть в Украине собственный экзархат (то есть сделать Украинскую церковь зависимой. – Прим. «КРАПКИ»). С другой стороны, украинским политикам, которые подняли тему томоса, как раз не нужен экзархат: они ведь хотят автокефалии. Таким образом, возникает противоречие между Константинополем и Киевом», – утверждает Алексей Якубин. В то же время в УПЦ КП заявляют: речь идет именно об автокефалии – без полумер.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Оскорбление чувств верующих: фото на паспорт, батюшка с битой и «одержимая» в CМС

Почему пугают захватами храмов

В 1990-е власти вели кампанию по возврату культовых сооружений религиозным общинам. Тогда по указу президента от 1992 года в течение следующих двух лет общинам передали в собственность (либо в бесплатное пользование) тысячи храмов. В 1993 году эту норму решили продлить до декабря 1997 года. Единственным требованием было отсутствие претендента на здание из числа верующих других конфессий. И отменить решение уже невозможно – такое разъяснение дал Высший хозяйственный суд Украины.

А вот если храм государственный (и таких случаев немало), само государство имеет право инициировать возврат культовых зданий и имущества. Один из вариантов – передача их в поочередное пользование для сослужения сразу нескольким религиозным общинам с их согласия.

Эксперты говорят, что в случае дарования УПЦ КП и УАПЦ томоса начнется неизбежный отток приходов от УПЦ МП. В пятницу, 28 сентября, бойцы «Правого сектора» захватили Свято-Троицкий храм УПЦ МП в поселке Богородчаны Ивано-Франковской области (информационно-просветительский отдел УПЦ МП сообщает о взломе дверей, разбитых окнах и избитых верующих: у одного из мужчин, защищавших храм, якобы сломана рука). Всего же с 2014 года по сей день, по словам митрополита УПЦ МП Антония (Паканича), было захвачено более 50 храмов.

«В начале и середине 1990-х в Украине на религиозной почве возникло не менее 900 «горячих точек». К концу нулевых их количество удалось уменьшить до трех-четырех десятков, – рассказывает «КРАПКЕ» политолог Руслан Бортник. – В целом же Западная Украина остается украинскими «религиозными Балканами», где польские власти заставляли православных священников в результате Первой и Второй уний переходить в католицизм. Теперь из-за этого регион похож на религиозное лоскутное одеяло: все религиозные группы думают, что им кто-то что-то должен».

Подтверждение этому было получено около года назад, когда в Сети появился список из 110 храмов Тернопольской епархии, которыми распоряжаются общины УПЦ КП и УАПЦ, но на которые могут претендовать грекокатолики. Это также можно считать первой ласточкой обновления карты религиозных конфликтов в Украине. Мечислав Мокшицкий, епископ католиков латинского обряда во Львове, уже потребовал возврата помещений у самих грекокатоликов.

Впрочем, официальные лица говорят, что процесс предоставления томоса, наоборот, будет означать единение. «Сейчас сторонники православия разъединены в трех юрисдикциях, а благодаря томосу они получат возможность объединиться. Это процесс поиска взаимопонимания, – утверждает Андрей Юраш. – Как бы ни грозила Москва расколом, крахом системы межправославных отношений, это угрозы бандита перед завершением большого дела. Если раскол и произойдет, то лишь по вине Москвы».

Можно ли забрать Киево-Печерскую лавру

Предстоятель УПЦ КП Филарет не раз заявлял, что, получив томос (и став, соответственно, канонической церковью), УПЦ КП заберет у «русских священников» главные православные святыни Украины – Киево-Печерскую и Почаевскую лавры. А передача общинам отдельных культовых сооружений, которые представляют собой памятники архитектуры, – особый вопрос. Речь идет также о Софиевском соборе, Андреевской церкви, Михайловском соборе в Киеве, Успенском соборе в Харькове и т. д. Изначально, до начала нулевых, все сооружения оставались в госуправлении. Но в 2002 году запрет отменили. Церкви, правда, обязали соблюдать правила о охраны и использования исторических памятников. И у государства есть право спросить, как именно церковь использует здание. Недавно возник именно такой прецедент, когда Министерство культуры издал приказ о проверке Спасо-Преображенской церкви УПЦ МП в Глухове (Сумская область) на предмет ценностей. Эта церковь – часть историко-культурного заповедника «Глухов» (всего в нем три храма).

Александр Бахов, протоиерей УПЦ МП, председатель юротдела«Но утварь, облачение, иконы, все другое имущество прихода принадлежит не государству, а именно общине. Исходя из этого, очень странно, что Минкультуры решило провести такую проверку», – сказал «КРАПКЕ» протоиерей УПЦ МП Александр Бахов, председатель юротдела. Правда, спустя пару дней в министерстве существование приказа о проверке религиозных общин опровергли – скорее всего, речь идет об эксцессе исполнителя.

 Людмила Филипович, доктор философских наук, завотделом истории религии и практического религиоведения Института философии НАНУ«Да, в свое время УПЦ МП обратилась к государству. И было принято решение передать ей часть помещений для удовлетворения религиозных потребностей. Но ведь как передали, так могут и забрать. Особенно если там будут вести антигосудартвенную деятельность и пропаганду, – считает доктор философских наук, завотделом истории религии и практического религиоведения Института философии НАНУ Людмила Филипович. – Если УПЦ МП захочет устроить в помещениях, к примеру, склады оружия, ясно, что использовать лавру в таких целях ей никто не даст».

Позицию УПЦ МП «КРАПКЕ» изложили так: если учесть, что здания были переданы УПЦ в 1990-е в законном порядке (а запрет на передачу религиозным организациям культовых сооружений де-юре отменен), любые отъятия лавр будут незаконными. Однако очевидно, что полномочия по передаче объектов госсобственности в пользование религиозным общинам принадлежат обладминистрации и/или КГГА. Они и могут принимать решения о передаче лавр. «Но это длинный путь. Куда проще зайти на территорию, скажем, Киево-Печерской лавры и просто остаться на ней, вытеснив священнослужителей из их храмов, зданий благочиния и т. д., – сказал «КРАПКЕ» собеседник из церковных кругов. – Такую акцию предварительно уже наметили на 14 октября, когда в Киеве будут праздновать Покрова, День защитника и предполагаются шествия».

МАТЕРИЛ ПО ТЕМЕ: На каких темах будут спекулировать политики на выборах

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *