Битва за пульт: кто атакует NewsOne и «112 Украина»

Битва за пульт: кто атакует NewsOne и «112 Украина»

На минувшей неделе подверглась нападению журналистка телеканала NewsOne Анастасия Пшеничная. Она вела репортаж возле офиса МВД, где проводила акцию националистическая организация С-14. Это уже не первое нападение радикалов на корреспондентов данного канала. И скорее всего, отнюдь не случайное.

По непроверенной информации источников «КРАПКИ» в Верховной Раде, акции против журналистов специально заказывают лица, заинтересованные в закрытии канала и дестабилизации обстановки внутри журналистского коллектива. Напомним, что недавно Верховная Рада рассматривала вопрос о лишении телеканалов NewsOne и «112 Украина» лицензии и о санкциях против их собственников.

«КРАПКА» попыталась выяснить, кто и для чего пытается закрыть телеканалы и запугать журналистов, а также смогут ли нардепы действительно прекратить вещание NewsOne и «112 Украина».

Механизм закрытия каналов

Напомним, что постановление Верховной Рады основано на том, что каналы NewsOne и «112 Украина» распространяют в Украине тезисы кремлевской пропаганды.

«Отдельные СМИ, прикрываясь реализацией конституционных прав граждан на свободу слова и мысли, распространяют информацию, которая содержит сообщения пропаганды страны-агрессора РФ, тем самым осуществляя дестабилизацию ситуацию в обществе и деструктивное влияние на общественное сознание нации», – говорится в пояснительной записке к постановлению.

Окончательное решение оставляется за СНБО. Этот орган должен решить, как поступить с телеканалами. Секретарь Совбеза Александр Турчинов уже пообещал созвать заседание сразу, как только постановление подпишет Андрей Парубий, после чего предложение о  санкциях отправят на подпись президенту.

Оба канала не раз оказывались в центре скандала. На четвертую годовщину Евромайдана владелец NewsOne Евгений Мураев назвал Революцию достоинства госпереворотом. А затем заявил: «Деятельность Олега Сенцова можно воспринимать по-разному». Еще одно предупреждение от Нацсовета по ТВ и радиовещанию канал получил за высказывание ведущего Олега Волошина о мощи авиации РФ в Сирии, «которую невозможно отрицать».

У «112 Украина» проблемы скорее юридические: канал получил у регулятора лицензии на региональные цифровые частоты, записал их на пять компаний, но те показывали только общеукраинский эфир «112-го», что не отвечало заявленным программным концепциям.

Игорь Мосийчук, нардеп«Никаких угроз для телеканала NewsOne нет, а для «112 Украина» их не существовало изначально, ведь представители БПП не хотели голосовать за этот канал. Предполагалось два постановления, и голосование состоялось лишь благодаря настойчивости коллег от «Народного фронта», – сообщил нардеп Игорь Мосийчук. – Теперь посмотрим, как будет выполнено постановление, как отработает СНБО и издаст ли президент соответствующий указ».

Pro et contra

Аргументы сторонников санкций таковы: каналы пророссийские и принадлежат Виктору Медведчуку, а их ведущие не останавливают откровенно «антиукраинских» спикеров.

Богдан Буткевич, журналист канала Эспресо

«Боюсь, что решение затянут. Чего ради? Ну как, подождем томос, дадим еще месяцок повещать Пиховшеку с Рабиновичами. Чтобы народ порычал, еще больше испугался реванша, – написал на своей странице в Facebook журналист канала «Эспресо» Богдан Буткевич. – Зато потом эти запреты лучше отразятся на кривых рейтингов».

Интересно, что инициаторы постановления из «Народного фронта» проводят параллели с аналогичным документом – законом FARA, принятым США в 1938 году. Согласно ему агенты, которые представляют в американской политике интересы иностранцев, должны раскрывать подробности своей деятельности и источники финансирования. По этому закону в США в 2017 году должен был, например, зарегистрироваться в качестве иностранного агента канал Russia Today (его финансирует правительство РФ).

Контраргументы также мощные. Экс-нардеп, политолог Евгений Филиндаш напомнил «КРАПКЕ», что в Украине десятки журналистов и блогеров подверглись нападениям (в том числе журналистка канала NewsOne – всего полторы недели назад). Часть из них  оказывается в тюрьме, что преподносят как примеры борьбы с «вражеской пропагандой». Есть претензии и к самому постановлению: юристы считают, что оно было составлено впопыхах.

Елена Лешенко, юрист«Формулировки в постановлении содержат конкретные обвинения и говорят об установленных фактах противоправных действий, но при этом не ссылаются на какие-либо нормы закона. Это однозначное основание для судебного иска, и не для одного», – считает юрист Елена Лешенко.

 

Александр Дубинский, журналист«Самое омерзительное то, что санкции против телеканалов разрабатывали бывшие журналисты и евооптимисты, «оптимизм» которых, видимо, заключается в уничтожении свободы слова. Это Светлана Залищук, Татьяна Черновол, Сергей Высоцкий… Мустафа Найем сначала участвовал в написании постановления, потом активно пиарил эти санкции в Facebook – мол, это ж «рупор Кремля», – затем при голосовании воздержался, а мы все вдруг узнали, что оба эти канала принадлежат Медведчуку, – комментирует известный оппозиционный журналист Александр Дубинский. – То есть в парламенте разыграли фарс, целью которого была передача ключевых информационных каналов под контроль Медведчука – партнера Порошенко. А Найем, участвуя в написании постановления, помог Порошенко создать информационную монополию».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Законопроект о блокировке сайтов может привести к цензуре

Новый канал Мураева

Важно, что 5 октября, на следующий день после принятия постановления, у канала NewsOne сменился собственник. Вместо отца Евгения Мураева (предыдущего владельца) канал перешел к Тарасу Козаку, нардепу от фракции Оппоблока и бывшему главе таможни Львовской области. Он же замглавы ОО «Центр правового государства», руководит которой Виктор Медведчук. В то же время стало известно, что руководитель NewsOne Андрей Портнов (известный юрист, одиозный бывший замглавы Администрации президента времен Виктора Януковича) прекращает сотрудничество с каналом.

Руслан Бортник, политолог

«Портнов – красная тряпка. Его использовали для стигматизации канала, то есть делали NewsOne «токсичным», чтобы его не могла защищать оппозиция в лице Юлии Тимошенко или Радикальной партии (представители «Батькивщины» и РПЛ постановление поддержали. – Прим. «КРАПКИ»), – пояснил нам политолог Руслан Бортник. – А физическое отсутствие Портнова в Украине усложняло вопрос юридической защиты. Любопытно также, что один из топ-менеджеров «112 Украина», Юрий Будяк, официально перешел на NewsOne вместо Портнова – такие данные появились в реестре Минюста. В Facebook Будяк написал, что уходит с канала «112 Украина», поблагодарив коллектив за работу. Однако не исключено, что какое-то время он будет трудиться кризис-менеджером на NewsOne и одновременно на «112-м», совмещая должности»..

Кроме того, по данным «КРАПКИ», и сам бывший владелец «проблемного» канала Евгений Мураев еще в июне – июле заключил сделку о переуступке канала лицам, связанным с Медведчуком. Получил средства и, по-видимому, смог их грамотно инвестировать. На 7 ноября – день Октябрьской социалистической революции, что символично, – назначен старт нового телеканала, выкупленного им накануне. «Там высококлассное оборудование, хороший штат. Только Василий Голованов, генеральный продюсер NewsOne, на этот проект не пошел обиделся на Мураева», – сказал «КРАПКЕ» осведомленный источник.

Зачем президенту шумиха вокруг каналов

Собеседник «КРАПКИ» сообщил, что именно сторона президента настаивает на закрытии одного из каналов. «Речь идет о NewsOne. Они хотят, чтобы канал закрылся совсем. А «112 Украина» может продолжить работу», – сказал наш источник.

И вспомнил сентябрьское послание президента парламенту, в котором гарант заявил: вопрос информбезопасности в Украине ключевой, поскольку «часть информполя так же оккупирована, как и часть суверенной территории».

По слухам, именно президентская сторона изначально была «заказчиком» давления на каналы, хотя постановление Рады оформили через комитет Сергея Пашинского по нацбезопасности и обороне (видный представитель «Народного фронта», он же проводил и «госизмену» Евгению Мураеву), а верифицировать документ будут в СНБО, секретарь которого – еще более выдающийся «фронтовик» Александр Турчинов. «Санкции решили проводить через парламент и «Народный фронт», чтобы получить пиар-эффект. Так выгоднее всего для «фронтовиков», и там они могут доминировать навязывать всем свою игру. Не факт, кстати, что сам президент поддерживает ее до конца, ведь если бы отмашка была с Банковой, все было бы доведено до ума быстрее, эффективнее, с помощью СБУ или Нацсовета по ТВ и радиовещанию», – считает наш источник.

Однако другой собеседник «КРАПКИ» из БПП подтвердил, что постановление разрабатывали в «Народной фронте» по согласованию с Банковой. Основывали его на петиции о необходимости закрыть телеканалы за «враждебную пропаганду», собравшей 25 тыс. подписей всего за десять дней. А регистрировал петицию некто Артур Переверзев. Человек с таким же именем работает помощником нардепа от «Народного фронта» Михаила Бондаря (человек из квоты Андрея Парубия, именно к нему, по данным «КРАПКИ», и обратился президент с просьбой «подвесить» каналы). «Президент сам не хотел подавать создает видимость борьбы с Медведчуком. Но неясно, действительно ли он хочет закрыть каналы. Это станет понятно только после заседания Совбеза», – сказал «КРАПКЕ» один из «фронтовиков».

Юрий Чижмарь, нардеп от РПЛ«Разыгрывается очередная предвыборная комедия в духе«Порошенко или кто-то под патронатом Медведчука/Путина». Ничего не закроют. А вот общество будет разделено на прозападное и промосковское. А еще выведут удобного конкурента для второго тура, – считает нардеп от РПЛ Юрий Чижмарь. – Когда закрывали и преследовали Шустера на всех каналах, это делали тихо, без шума».

К слову

Управляемая демонизация

Сергей Томиленко, глава НСЖУ

«На мой взгляд, сейчас происходит управляемая демонизация двух телеканалов «112-го» и NewsOne, – считает глава НСЖУ Сергей Томиленко. – При этом редакционная политика этих каналов, как и других, действительно может быть предметом обсуждения в обществе. Но в данном случае мы видим, что политики и должностные лица демонстрируют большую нетерпимость к каналам. Они используют власть как механизм давления на СМИ. Решение Рады (напомню, что его приняли 229 голосами) с призывом к СНБО применить к каналам санкции и фактически закрыть вещание показывает, что политики готовы подменить собой и суды, и Нацсовет, и регулятора.

Конечно, дискуссии и массированная критика каналов дают эмоционально нестабильным гражданам и радикалам возможность «выпустить пар». Я не думаю, что нападения на журналистов управляемы, но радикалы демонстрируют агрессию к представителям медиа, репутация которых подорвана.

Мы осуждаем насилие по отношению к журналистам, но остановить  физическую агрессию может только наказание за подобные преступления. Поскольку правоохранительные органы никого не наказывают, нападения на журналистов продолжаются.

Я хочу подчеркнуть, что как глава НСЖУ никоим образом не выступаю адвокатом редакционной политики указанных телеканалов. Я выступаю за соблюдение прав журналистов, за корректный общественный диалог и дискуссию. Если она ведется в агрессивной форме, то очевидно, что нет никакого диалога. Это неравная дискуссия. Да, отдельным медиа можно выдвигать претензии. Но если выражать их агрессивным способом, то дискуссия теряет смысл, перестает быть серьезным обсуждением профессиональных стандартах. К тому же нападения сигнализируют о том, что журналисты должны бить тревогу».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ирина Седова о том, почему в демократических странах пропаганда неэффективна

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *